– Больше ста лет назад благовещенцы отправлялись через Амур в Китай пошмендефорить. Подарки важным лицам преподносили в виде хлеба с золотом. Об этом и многом другом мы сегодня поговорим с Валентиной Петровной Кобзарь – членом Союза журналистов России. Здравствуйте.
– Добрый день.
– Бесконечно интересные лекции вы проводите в Благовещенске. В последнее время именно на исторических местах, на улице. Можно развернуться, показать – здесь было это, там было то. Последняя лекция была посвящена тому, о чем писали российские, благовещенские газеты. Расскажите, пожалуйста, что можно узнать на этих лекциях?
– О прошлой жизни. Так случилось, что у меня в последнее время появилась возможность читать газеты благовещенские от начала до конца. И когда читаешь три подшивки за три года шести примерно газет, разворачивается совершенно потрясающая панорама жизни города, области и даже отдельных людей. Это очень увлекательно. А лекции – это мои короткие выступления, которые действительно происходят для меня в неожиданных местах. В прошлом году – на катере, в этом году я вдруг вышла на площадь. Честно говоря, я думала, это не соберет аудиторию. Но людям очень интересно. Особенно, когда докладчик стоит и машет руками, как вы сказали – посмотрите направо, посмотрите налево. Потому что стоишь на набережной, и знаешь, какой она была в то время. Она была совсем другая, жизнь там бурлила. Это по поводу последнего выступления – мы как раз его провели на набережной.
– У нас фотография исторической давности – «Мавритания» уже стоит.
– Это начало XX века.
– Арка уже воздвигнута. Нет, естественно, никакого бетона, асфальта.
– Бетона, асфальта не было. И этот берег был совершенно неудобен для гулянья. Мы сейчас гуляем на набережной. Набережной называлась улица, которая вдоль.
– Которая сейчас Краснофлотская. Но все ее называют набережной.
– Да. Ее переименовали в 1923 году. Все это происходило в феврале вечером с факельным шествием. Зрелище было грандиозным.
– При советской власти?
– 1923 год, да. А что касается начала века, то на берегу что происходило: приставали пароходы.
– Пристань была?
– Несколько пристаней было: почтовая, военная таможенная. И приставали пароходы. Они протягивают на берег свои канаты. Как там можно ходить поперек них?
– Настоящий речной порт – рабочие, грузчики.
– Да. Грузы здесь выкладывали, и тысячи буквально ломовых извозчиков перевозили грузы. И еще здесь жили иногда неделями переселенцы. Они тут «таборились». Ну, и безработные.
– Они сплавлялись дальше?
– Нет, это те, которые ждали отправки дальше на территорию Амурской области. До Благовещенска добрались и ждали своего дальнейшего продвижения. Нужно было оформить документы.
– Насколько крупным был речной порт Благовещенска в те годы?
– Как речной порт его не существовало. Было несколько пристаней. А крупным было пароходство Амурского бассейна. Оно было вторым по численности после Волги. Здесь «рейсировало», как тогда говорили, около 200 пароходов, около 250 барж. Гигантское просто количество.
– Благовещенцы в то время так же ездили в Хэйхэ, тогда он назывался Сахалян, пошмендефорить. Вы вычитали такое слово. Расскажите, что это такое?
– Мне тоже очень понравилось. «Оторваться», как бы сейчас сказали.
– А что там было? Говорят, фанзы?
– До 1907 года там была деревушка совершенно несерьезная. Потом появился какой-то предприниматель с юга. Посмотрел на ситуацию и понял, что на жителях Благовещенска и проезжающих можно заработать. Он предложил первым делом построить в Сахаляне китайский театр.
– Прямо с пекинской оперой?
– Я не знаю, честно говоря, какой там был репертуар. Но других развлечений в Сахаляне тогда не было. Кинематографа не было. Кстати, в Благовещенске он появился в 1908 году. Построили театр, а вокруг него нарезали участки и организовали строительство. Театр привлек китайцев. Дальше появились рестораны и разные увеселительные заведения.
– Туристическая составляющая до сих пор остается главной в развитии обоих городов.
– Да, но Хэйхэ-Сахалян и тогда уже жил за счет приезжих из-за Амура. Причем, зимой ходили пешком. Но можно было проехать в дилижансе. Это такой автобус на конной тяге. А летом ходил паром. Он делал 12 рейсов в день. Очень сложно было в период ледохода, ледостава. Тоже очень хотелось, а некоторым ведь и нужно было. Что делали? Переправлялись «таском»: лодка, днище у нее обито железом. Она плывет каким-то образом. Проплывает от берега до льда. Дальше ее тащат по льду. А потом она опять плывет.
– Такой ледокольчик маленький?
– Может быть. И это было очень дорого для тех, кто переправлялся.
– И опасно.
– На это вообще никто не смотрел. Все говорили: «Дорого! 10 копеек за то, что меня от берега до льдины довезут». И обращались в городскую думу, чтобы сделали таксировку. А дума на это отвечала, что невозможно таксировать труд того, кто каждый день рискует не вернуться домой. Свободная была цена.
– О транспорте хотелось бы поговорить. Транссиб в Благовещенске не появился. Его построили в обход потому что здесь граница. Как это повлияло на жизнь Благовещенска?
– Когда стали строить Амурскую железную дорогу, так назывался этот участок, воодушевление сначала было большое. Потому что на этом можно было заработать: на перевозках, на снабжении строительства. Сюда прибыло огромное количество рабочих с запада России. Все думали, сразу они заработают. Но это была катастрофа в течение года, потому что еще строить не начинали, а рабочие уже пришли. А потом настало отрезвление, потому что железная дорога забирала грузы от Амура в перспективе. Перспективы у пароходства становились мрачные. Но еще была проблема как проводить эту дорогу, как соединять Благовещенск с Транссибом. Рассматривали три варианта. От теперешнего Свободного по правому берегу Зеи. От теперешнего Белогорска так, как сейчас идет железная дорога с мостом. И еще был вариант – из Екатеринославки. Но не знаю подробности, нигде не видела, но при варианте из Екатеринославки вокзал предполагался в 12 верстах от Благовещенска на левом берегу Зеи. Для Благовещенска это была катастрофа. Но что интересно, Министерство путей сообщения отправило в нашу городскую управу запрос. И буквально спросили: ваш вариант соединения Транссиба с Благовещенском предложите. Дума ожесточенно обсуждала три варианта. И, в конце концов смогла убедить Министерство путей сообщения. Уж не знаю, какими путями. Глава выезжал в Петербург. Издали там же специальную брошюру и, видимо, распространяли ее. Со Столыпиным встречался наш глава и убеждал, что нужно делать обязательно мост и по левому берегу проводить железную дорогу, потому что он заселенный, там будут грузы, пассажиры. А на правом берегу очень тяжело, дорого и безлюдно.
– Чем подкупали в те годы?
– Наверное, были разные варианты. Но один традиционный амурский. Он назывался «Хлеб с изюмом». Мелкие, а может и не очень мелкие самородки с золотом запекали в каравай. И совершенно официально преподносили его с хлебом, солью и изюмом разным ответственным господам. Еще был вариант – мороженое с золотом. Это когда нужно было его куда-то перевезти контрабандным образом. В рыбу те же самородки закладывали, морозили – и попробуй его найди.
– Когда будет следующая лекция, вы еще не знаете?
– Я еще не знаю. Я выступаю по заявкам слушателей.
– Нужно следить за анонсами в прессе.
– Да, наверное, за анонсами. И еще хочу сказать, что обожаю газеты, потому что в них много интересного, и они хранятся столетиями. Читать их безумно интересно.
– Спасибо большое! Валентина Петровна Кобзарь, член Союза журналистов России сегодня была в студии. Вот такой экскурс в историю Благовещенска, в это прекраснейшее время. Потому что Благовещенск по многим параметрам в те годы был самым-самым. Об этом вы можете узнать на этих лекциях. Спасибо!