Сегодня фестивальные практики являются неотъемлемой частью досуговой культуры практически всех слоев населения. По разным причинам спрос на сие действие как культурный продукт ежегодно растет, как и количество проведенных фестивалей (несмотря на качество их организации). Понимание феномена популярности, стремительного распространения и постоянного обновления фестиваля начинается с рассмотрения этимологии самой дефиниции.
Этимологически термин «фестиваль» происходит от латинского feviae — «дни отдыха». В Англии широкое распространение получили понятия «feast» и «festival», которые с самого начала использования были тождественными, и в дословном переводе означали «праздник». Со временем дефиниция «feast» закрепилась за религиозными праздниками, а «festival» — за светскими. Однако это разделение никак не сказалось на сущности понятия. Сейчас в западноевропейской литературе дефиниции «фестиваль» и «праздник» используются как синонимы.
Фестиваль выполняет основные функции, присущие массовому празднику с учетом своих особенностей. Культурологические исследователи выделяют такие его функции:
Коммуникативная функция фестиваля, безусловно, может считаться основной. Ведь фестиваль является уникальным коммуникативным каналом, способствующим общению близких по духу людей, налаживанию контактов, творческих связей, обмена опытом.