В начале ХХ века это была улица не Красноармейская, а Вознесенская. Сначала там построили училище для девочек, а потом с 1904 по 1907 годы возвели домовую церковь в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на деньги купеческой семьи Василия и Ольги Левашёвых. Это были известные в городе и области золотопромышленники и меценаты, которые очень много сделали для Благовещенска, особенно для образования, сообщает Центр краеведческих и музейных инициатив «Народный музей».
Ольги Мартыновны не стало в марте 1912 года, ее похоронили в склепе под церковью и, по легенде, установили возле надгробия лампаду, а также две мраморные скульптуры – спящего и плачущего ангелов.
В 1918 году склеп разгромили революционно настроенные матросы. По словам краеведов, они искали драгоценности Ольги Левашёвой и, предположительно, ничего не нашли. В те годы храм лишился крестов и куполов, но все-таки выстоял. Это единственная православная церковь Благовещенска, которая сохранилась после революции.
В дальнейшем здание много лет использовалось под нужды педагогического училища. Старожилы помнят, что в одном из кабинетов долгое время стоял белоснежный спящий ангел. Судьба второй такой же фигуры до сих пор неизвестна.
В конце 1960-х скульптуру под расписку взял амурский художник для занятий со студентами, но так и не вернул. Позднее при розыскных мероприятиях у художника конфисковали некоторые старинные вещи, среди которых была и эта скульптура. К тому времени никто уже и не помнил, откуда этот раритет.
Лет 10 назад мраморную фигуру увидел скульптор Николай Леонтьевич Карнабеда в музее УВД. У ангела не было ручек и ножки. «Сначала она в УВД попала как предмет доказательств, ее двигали-двигали в музее, а потом сказали – забирай себе, может отформуешь, сделаешь реконструкцию рук и ног. Я сказал: хорошо, будет время – сделаю. Я начал делать реставрацию, а тут одна болячка, другая, третья... Короче, 10 лет пронеслось... Я думал сделать на основе эпоксидки с добавлением мраморной пыли и красителей. Хотел такую мастику сделать под цвет этого мрамора, а потом приставить и замонолитить. Я специально просверлил дырочки, чтобы держалось. Продумал уже все, осталось сделать», – рассказал скульптор Николай Карнабеда.
История мраморного ангела стала известна благодаря архитектору, руководителю проекта реставрации храма «Всех скорбящих Радость» Людмиле Чаюн, а также краеведу и общественнице Ольге Тур. Ольга Григорьевна поделилась своими знаниями на занятии проекта «Школа народного экскурсовода».
Далее восстановить историческую справедливость удалось «Народному музею», организовав встречу скульптора Карнабеды и настоятеля храма, иерея Евгения Семерни. Вместе с диаконом Александром Бирюковым они приехали в мастерскую к Николаю Леонтьевичу. Встреча получилась теплой, говорили об истории, возможной реставрации и религиозных символах.
«Человек, который отходит из этой временной жизни в жизнь вечную, он не ушел в небытие. Он уснул. И мы над человеком молимся как над человеком уснувшим, но потом он воскреснет. Вероятно, это тоже является таким символом – этот ангелочек, который находился с Ольгой Мартыновной, он ей все равно покровительствует, несмотря на то, что она сейчас отдыхает от всех своих дел, которые сделала. Она очень много добрых дел совершила, как для женского епархиального училища, так и для всего города. Мы знаем, что на старинной иконе Божиьей Матери "Всех скорбящих Радость" ангелы изображены, такие маленькие херувимы. Вот, скорее всего, почему был поставлен ангел возле надгробия», – поделился своими мыслями отец Евгений.
По словам настоятеля храма, в мае этого года, если отменят карантин, в склепе будет проведен ремонт. А после скульптуру ангела установят на историческое место. На экскурсию пригласят краеведов, участников проекта «Школы народного экскурсовода» и всех желающих.
«По моему мнению, реставрация недостающих деталей у ангела совершенно не нужна! Будет утрачена история этой находки. Нужно сохранить вековой артефакт в том виде, в котором он был обретен. Нельзя делать вид, что не было разорения склепа и столько лет забвения», – высказала свое мнение архитектор Людмила Чаюн.